В нашем каталоге поставщиков есть колонка «Статус». Он отражает место, которое поставщик занимает в логистической цепочке. Для целей Чайной Артели мы используем пять статусов:
Производитель, Импортер, Дистрибьютор, Дилер, Серый дилер.
Эта классификация дает возможность быстро понять, чего можно ожидать от компании и какова ее степень ответственности за качество продукции. Остановимся на каждом из них подробнее, и расскажем о специфике работы того или иного поставщика. Обратите внимание – Чайная Артель использует свою собственную классификацию, которая может отличаться от общепризнанных. Итак:
Производители чая и кофе.
Производителем мы называем компанию, которая обладает оборудованием для создания добавочной стоимости при обработке сырья, и это оборудование работает на территории России. Заметьте, не обязательно иметь плантации кофе в Бразилии или чая в Непале, чтобы называться производителем. Производитель сырья и производитель продукции – разные вещи.
К примеру, Русская Чайная Компания не выращивает чай сама, но в Одинцово есть цех, в котором они упакованный в промышленную тару (30-50 кг. в коробке или в мешке) чай перефасовывают в пакеты и пакетики, всякие баночки-скляночки-коробочки. Так что, РЧК, в классификации Чайной Артели, указана как «производитель».
Компания Ко энд Фе не выращивает кофе, но у них есть ростеры, в который они засыпают зеленый кофе стоимостью 200-300 руб./кг., и через некоторое время из этих ростеров высыпается кофе свежей обжарки, который в России стоит уже 500-800 руб./кг. Так что, Ко энд Фе тоже производители.
Ввиду того, что производители контролируют качество используемого ими сырья и исправность своего оборудования, именно они несут всю полноту ответственности за качество продукции (разумеется, если условия хранения и транспортировки соблюдаются другими участниками логистической цепочки). Поэтому, если вам попадались посторонние предметы в чае (волосы, окурки, жуки – да-да, такое тоже бывает!) – знайте: что бы вам не пытались объяснить, это 100% «косяк» производителя. Если вам приходит «свежеобжаренный кофе» каждый раз с разной степенью обжарки, значит, квалификация обжарщиков и/или техническое состояние оборудования оставляют желать лучшего.
К плюсам работы с производителями чая и кофе отнесем то, что, как правило, они поддерживают постоянное наличие готовой продукции на складе. Это во многом связано с тем, что для нормальной работы производства требуется стабильный график.
К минусом отнесем то, что большинство производителей не могут поддерживать широкую номенклатуру. Однако, это чаще всего компенсируется за счет введения в ассортимент т.н. «сторонних товаров» - например, та же Ко энд Фе в своем прайсе имеет и чай – от компании Бест Ти. Правда, здесь тоже есть свои сложности. Например, вы отправляете заказ на чай и кофе, менеджер сначала уточняет наличие чая у владельца стороннего товара, затем согласовывает с вами заказ, затем делает заказ своему партнеру, затем нужно ждать, пока чай доедет до склада, на котором ваш заказ комплектуется, и только потом товар едет к вам. Есть такие, кто поддерживает какое-то количество стороннего товара на своих складах, но таких меньшинство.
И еще один «миф» нужно развеять. Многие думают, что работать напрямую с производителем всегда выгоднее. Увы, это далеко не всегда так. Дистрибьюторы и дилеры имеют свои скидки, и зачастую они гораздо гибче производителей.
Впрочем, значение человеческого фактора никто не отменял – всегда пробуйте договориться о выгодных для вас условиях. И помните, репутация дисциплинированного плательщика – ваше главное оружие в таких переговорах.
Удачи!