Магазин-салон.
Магазин-салон чая и кофе, он же чайный магазин, он же чайно-кофейный салон – это наиболее стабильный и устойчивый к внешним влияниям формат торговли, к которому надлежит стремиться всем тем, кто рассчитывает заиметь дело всей жизни.
Определение для магазина-салона дадим такое: торговое предприятие, занимающее отдельное помещение с отдельным входом, в котором площадь торгового зала составляет более 50% от общей торговой площади, и которое имеет собственный почтовый адрес.
Одна из многих прелестей формата магазина-салона заключается в том, что отсутствует жёсткая привязка к высокой проходимости места расположения точки. Если для павильона и отдела крайне важен уровень трафика, и для них принцип расположения – «быть там, где много людей», то магазин-салон сам может стать местом, которое генерирует трафик. Естественно, если проходимость там, где вы намерены открыться (или уже работаете) высокая, это «плюс». Но не стОит на этом зацикливаться. Для городов с населением более полумиллиона (а таких в России всего 37) следует учитывать два географических фактора: рядом должна быть транспортная развязка (в тех городах, где есть метро – станция метро в пределах 5-7 минут пешком), а возле вашего магазина должна быть парковка, хотя бы на две-три машины. Для прочих населенных пунктов обязательным условием является только наличие парковки. Ну и, само собой, в обоих случаях, ваша вывеска должна быть хорошо видна с улицы – пилите деревья, выкапывайте кусты, сносите ларьки «Союзпечати» и павильоны остановок, которые будут закрывать обзор.
Ассортимент магазина чая и кофе по умолчанию включает в себя все товарные группы. Многие владельцы успешно торгуют товарами смежных направлений – сувениры, этнические штучки-дрючки, аромамасла и проч. Многие пытались приторговывать и провиантом – печеньками, восточными сладостями, орехами и сухофруктами, пирожными и тортиками. Как правило, безуспешно. Единственное исключение здесь - мёд, с которым работать легко, и у которого естественный большой срок годности (мёду не нужны всякие стабилизаторы, эмульгаторы, разрыхлители и "разрешённые" консерванты).
Практика показала: чтобы эффект от присутствия на полках товаров смежных групп был положительным, количество вводимых позиций следует ограничить максимум 10% от общего числа SKU, при этом продукты питания добавляют мороки больше, чем приносят профита – нужно поддерживать ассортимент, следить за сроками годности, обеспечивать надлежащие условия хранения и т.д.
А что же с продавцом? А всё то же – личность и квалификация продавца предопределяют успех или провал предприятия. Снова и снова повторим – торгуйте сами! Обязательно проводите хотя бы пару дней в неделю за прилавком! Конечно же, вам придется кого-то нанять себе в помощь – ведь не закрывать же магазин на то время, пока вы будете нежиться на белом песочке Доминиканы. Пусть в процессе приёма на работу вашим главным принципом будет актуальный вот уже несколько столетий совет того самого Омара, который Хайям – «лучше будь один, чем вместе с кем попало». Помните, «текучка» продавцов будет губительна для вашего магазина чая и кофе – это же не гастроном и не салон мобильной связи.
Подведём итоги.
Формат торговли «магазин-салон» рекомендован всем. Это уже не просто источник дохода, это то, что североамериканцы называют звучным словом «бизнес» (business, по-нашему – «озабоченный»). Конечно, в современной России магазин чая и кофе априори не может стать таким же прибыльным, как ликёро-водочный или пивной бутик, зато торговля хорошим чаем и кофе – очень душевное занятие. Опять же, карму очищает (если только вы не обвешиваете своих покупателей).
На закупку вам потребуется не менее 400 000 рублей. Можно, конечно, повыкручиваться, и уложиться в 300 000, а то и в 250 000, но не забывайте историю того мужика, который из одной шкурки сшил себе семь шапок.
Даже в летний несезон ваш магазин в состоянии перечислить в ваш карман 50-60 тысяч чистого дохода. А неделя новогодней торговли вполне реально может дать вам сумму с пятью нулями.
Правильное место + правильный интерьер + правильный товар + правильный продавец + правильный учёт = то, ради чего всё и затевалось.
Примечание. Некоторые особо идейные владельцы, ещё на стадии открытия или в первые месяцы работы магазина, занимают категоричную позицию: никакой фасовки и никакой ароматики – только махровый «китай»! Скажем сразу, это фатальная ошибка. Такие магазины долго не живут, даже если помещение у них находится не в аренде, а в собственности. Если уж так получилось, что вы испытываете отвращение и тошноту при одной только мысли о торговле «земляникой со сливками», даже не пытайтесь открыть чайный магазин – делайте сразу Клуб!
-
Константин Чайковский
-
-
-
-
-
-
-
-
-