Киоск, он же ларёк.
Лоток, обзаведшийся стенами либо витринами, выполняющими их роль, повышается в звании до Киоска.
О, киоск!.. Ты стал колыбелью предпринимательства для широких народных масс в постперестроечной стране. Тогда тебя называли ласково – «комок». Сейчас ты эволюционировал, и теперь твоё технологическое отверстие для приёма денег и выдачи товара, которое раньше больше походило на дупло, значительно увеличилось в размерах – теперь это настоящая дверца в сказочный домик запасливого гнома.
Что же представляет собой современный киоск, из которого производится выдача слонов чая и кофе?
Киоски – как собаки, кошки и голуби. Они есть везде, где есть люди. Наиболее естественными местами обитания киосков, как и много лет назад, являются остановки транспорта и рынки. Киоски, будучи строениями капитальными, гораздо более уязвимы, по сравнению с лотками, для атак со стороны большого бизнеса – сегодня борьба с МАФами (малыми архитектурными формами) на улицах городов стала приметой времени. Поэтому наиболее комфортно киоски себя чувствуют на базарах, продуктовых базах, в торговых рядах. Для выбора места дислокации чайного киоска, как и для лотка, есть два подхода: место должно либо быть среди других продуктов (продуктовые рынки), либо иметь высокую проходимость (главный коридор в торговом центре, аэропорт, вокзал/автовокзал, многоэтажное госучреждение либо офисное здание).
Площадь киоска не так важна, как квадратура витрин с товаром. Если доступ к киоску возможен со всех сторон, то при четырех (а меньше не получится – там же человек внутри, как Иов во чреве кита) квадратах площади пола можно выгнать до 20 квадратов витрин. В целом, киоск требует от 4 до 8 метров. Если площадь больше 8 метров – уже есть смысл организовать дверь, и получится павильон.
Доступ к товару по умолчанию отсутствует. Возможен, конечно, некий гибрид лотка и киоска, но это будет либо недокиоск, либо выпотрошенный ларёк. И то и другое является переходной формой, которая долго существовать не может: лоток в конце концов превратится в киоск, киоск же втянет внешние прилавки назад – в первую очередь, под давлением продавца, которому надоест суета на два фронта и вечные недостачи из-за воровства, которое он предотвратить будет не в силах.
Ассортимент киоска мало чем будет отличаться от лоточного, разве что доля брендированного товара будет больше, да паушальная стоимость в ассортиментной группе чуть выше. Конечно, всегда есть исключения, и в данном случае исключением являются пресловутые «островки» лоточного типа в ТЦ – там цены априори высокие, но не из-за уровня цен производителя/поставщика, а из-за собственной наценки, которая должна компенсировать низкую покупательскую активность (долой иллюзии и напрасные надежды!) и высокую арендную ставку. Весовой чай в киоске может наполнить его помещение приятным ароматом, но, в целом, фасовка – единственно приемлемый вариант.
Продавец. Работника торговли, гнездящегося в киоске, продавцом назвать нельзя. Чтобы быть продавцом, товар нужно продавать. В киоске же товар можно только подавать. Поэтому правильно – подавец. Так вот, хороших подавцов много, но для правильного чая и кофе они не годятся. Не потому, что они, подавцы, плохие работники, а потому, что чай и кофе – это только отчасти товар. Существенную долю их розничной цены составляют эмоции, которые просунуть в дырку монето-товарообменника киоска просто невозможно. Так что, если уж вы являетесь (или только собираетесь стать) счастливым обладателем чайно-кофейного киоска, ищите людей в возрасте глубоко за 40, которые хорошо считают в уме и не имеют судимостей.
Подведём итоги.
Киоск был, есть и будет. Хотя мы категорически не рекомендуем использовать такой формат в торговле правильным чаем и кофе, вы можете попытать счастья и даже кое-что поиметь, если ваш киоск будет: а) забит актуальными на текущий момент брендами; б)находиться в местах регулярного скопления большого количества людей (совсем не обязательно ищущих продукты питания); в) привлекать к себе внимание оригинальной формой либо динамической световой рекламой. Капитал на закупку товара для такого формата торговли от 60 000 руб.
Примечание. Совсем необязательно иметь собственные киоски, чтобы получать с них профит. Множество уже существующих ларьков (и даже лотков!) с конфетно-печеньковым ассортиментом просто-таки напрашиваются, чтобы вы использовали их в своих корыстных целях. В них есть все, что вам нужно – и место на полке, и весы, и товар смежного ассортимента, и специально обученный человек. Выбейте из своего поставщика сотню технологических банок, найдите хозяина няшного киоска или лотка и договоритесь с ним. Пусть выделит 1 метр полок под хороший чай (принцессы и майский у него наверняка уже есть), и поставьте там ваши самые ходовые позиции ароматики. Сам он наверняка не станет заморачиваться с поставщиком из-за десятка позиций, а вот вы можете дополнительно прокачивать до 80-100 кг. чая ежемесячно. Как именно наладить такую опцию вашего чайно-кофейного бизнеса читайте здесь.