Мы собрали сотни прайс-листов поставщиков чая и кофе. 

И теперь мы их анализируем - сравниваем ассортимент и цены. 

Что мы делаем?

Мы берем одну из ассортиментных групп, выделяем в ней позиции, которые входят в обязательную товарную матрицу чайного магазина, и сравниваем предложения поставщиков. 

Как мы это делаем?

Мы составляем простую таблицу: поставщик, товар, цена. А потом заполняем эту таблицу данными из актуальных прайсов поставщиков чая и кофе.

Результат - наглядный. Польза - очевидная.

Пользуйтесь себе на благо!

Апрель 2017 - сравниваем весовой кофе (плантационный и ароматизированный)

Август 2015 - сравниваем ассортимент и цены по китайскому чаю 

Июль 2015 - сравниваем ароматику и чаеподобные напитки

Июль 2015 - сравниваем весовой кофе (плантационный и ароматизированный)

 

Наша цель - сравнить предложения по ароматизированному чаю и чаеподобным напиткам по состоянию на июль 2015 года.

Для сравнения мы выбрали 20 поставщиков: Алевром, Баолинь, Бест ти, Братья Ча Чжай, Винтаж, Конунг, Конунг М, Магдомир, МосЧайТорг, Новая жизнь, Первая чайная, РЧК, Слон, Ти стори, Тигрейт, Форсман, Царское подворье, Чайгород, Чайные традиции, Элит чай. 


Мы прекрасно понимаем, что качество сырья при производстве ароматизированного чая у многих поставщиков отличается, и это сказывается на цене.

Кроме того, поставщики ориентируются на разные целевые группы потребителей, и это тоже фактор, влияющий на ценовую политику.

Поэтому сразу оговоримся: пока мы сравниваем только цены и наполнение ассортимента. 

 

Товарные группы, отобранные для сравнения (используется классификация товаров, принятая в Чайной Артели):

  • чай - весовой - с добавками - с ароматизаторами  
  • чаеподобные напитки - весовые - этнические

                                                               - травяные

                                                               - фруктовые

                                                               - растительные добавки к чаю

 

Далее мы отобрали 20 поставщиков, которые официально (в своих коммерческих предложениях) позиционируют себя как поставщиков для чайных магазинов.

Дальнейшие действия просты, но требуют времени: собираем свежие прайсы (3 часа), составляем таблицу (10 мин.) и заполняем её (5 часов):

 

Мы продолжаем оцифровывать рынок чая и кофе.

В этот раз мы сравниваем предложения поставщиков по следующим товарным группам (снова используется классификация товаров, принятая в Чайной Артели):

  • кофе - весовой - плантационный - моносорта
  • кофе - весовой - ароматизированный (десертный)

Мы отобрали 20 поставщиков (перечисление по алфавиту): Амадо, Блюз, Виват Кофе, Галерея кофе, Гамаюн С, Династия, Ко энд Фе, Конунг М (г. Ногинск, не путать с компанией из г. Ярославль!), Корто кофе, Кофе-сервис, Лорд Прауд, Мадео, Надин, РЧК, Северо-западная кофейная компания (СЗКК), СФТ-трейдинг, Тэйсти кофе, Царское подворье, Центавр, Чай и Кофе ГК (Васерхаус).

Сразу несколько слов о выбранных нами поставщиках и особенностях сравнения их предложений.

Во-первых, при сравнении цен мы всегда берём "лобовую" цифру - скидки на объём не учитываются, но, если на ту или иную позицию действует акция (не обусловленная объёмом закупки) - то берём цену по акции. Здесь следует отметить Амадо - у них уже после заказа 10 кг. предоставляется скидка 18%.

Во-вторых, мы включили в сравнение поставщика зелёного кофе ("зелёнка") - компанию СФТ-трейдинг. Сделали мы это для наглядности, но в расчёте средних показателей по рынку данные по этой компании не участвуют.

Точно так же не участвуют в вычислениях и цифры СЗКК, которых мы также включили в отчёт для того, чтобы разнообразить палитру: СЗКК - это такие же "блаженные" от кофе, как Братья Ча Чжай и Баолинь от чая. Но их подход в ценообразовании на кофе сильно отличается от ситуации с чаем - вы увидите это на цифрах.

Далее, мы стараемся конкретизировать то или иное зерно - если берём бразильский кофе, то уточняем: Бразилия Сантос. Но бывает так, что поставщик никак не уточняет, какое именно зерно он предлагает - Сантос или, скажем, Бурбон. Поэтому мы берём позицию  "Бразилия", и делаем примечание в ячейке (запрашивайте исходники на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Конечно, это минус тем поставщикам, которые слишком ленивы и/или хитры, чтобы предоставить больше информации о своём товаре.

Обращаем ваше внимание на то, что при расчёте показателя "Средняя стоимость 1 SKU" мы не учитываем цены на Ямайку Блю Маунтин и Индонезия Копи Лювак - они слишком дорогие и сильно увеличивают усреднённые данные. При этом в показатель "Количество SKU" мы их включаем.

И последннее. У некоторых поставщиков цены указаны в у.е. Мы переводили цены в рубли по курсу 1 к 60.

Начинаем мы, как обычно, со сравнения товарных групп в целом:

 

Мы уже сравнивали ассортимент и цены на развесной ароматизированный чай и чаеподобные напитки, а также на весовой кофе - ароматизированный и плантационный.

Сейчас у нас на очереди наиболее значимая товарная группа - "Чай весовой классический китайский" (используется классификация товаров, принятая в Чайной Артели).

По уже сложившейся традиции мы сравниваем предложения 20-ти поставщиков. Мы взяли те же компании, которые участвовали в сравнении ароматики и чаеподобных напитков: 

Алевром, Баолинь, Бест ти, Братья Ча Чжай, Винтаж, Конунг, Конунг М, Магдомир, МосЧайТорг, Новая жизнь, Первая чайная, РЧК, Слон, Ти стори, Тигрейт, Форсман, Царское подворье, Чайгород, Чайные традиции, Элит чай. 

Опять же, отдельно оговариваем важный момент - мы сравниваем только ассортимент и цены, но не качество! Сравнение качества - следующий этап работы, и ему будет посвящён отдельный материал.

Итак, снова составляем и заполняем таблицы, и, как обычно, начинаем со сравнения предложений в целом по товарной группе:

 

И снова межсезонье, и снова мы, имея в запасе время, желание и методику, выстраиваем наших поставщиков в шеренгу и начинаем придирчиво их рассматривать и выстраивать по росту по рейтингу полезности с точки зрения владельцев чайных магазинов.

Чайная Артель продолжает оценивать текущее положение на рынке поставок чая и кофе в специализированные розничные точки – чайные магазины.
После анализа предложений обжарщиков кофе, мы берёмся за ароматизированные чаи и чаеподобные напитки.

При составлении списка компаний-участников для нашего сравнения мы поступили следующим образом: пять худших поставщиков ароматики и чаеподобных напитков по итогам прошлого анализа прайсов были выброшены из списка, а их место заняли пять новичков.

Список выбывших: Элитчай, Форсман, Чайгород, Братья Ча Чжай, Баолинь.

 

Уточним – это наихудшие поставщики ароматики и чаеподобных напитков, но эти компании могут быть сильны в других ассортиментных группах, так что «худшими» мы их называем только в контексте нашего сравнения предложений в конкретной товарной группе.

Ещё одна компания-поставщик была нами дисквалифицирована – Первая чайная трижды получала от нас запрос на прайс-лист, но раздуплилась лишь через неделю. Были и другие «замедленные», но эти переплюнули всех.

 

Вот как выглядит перечень участников нынешнего сравнения (по алфавиту, новички выделены курсивом): Алевром, Альфа групп, Бест ти, Биоимпорт, Винтаж, Камлёвъ, Кип Грейнс (Конунг М), Конунг, Магдомир, Мосчайторг, Надин, Новая жизнь, Русская чайная компания, Санат ти, Слон, Ти стори, Тигрейт, Царское подворье, Чай и кофе ГК, Чайные традиции.

Снова уточняем: компания может быть новичком в нашем рейтинге, но на рынке присутствовать очень давно.

Методика, которую мы используем для сравнения, уже нами описана, поэтому сейчас мы приводим только промежуточные результаты и общий итог.

Для желающих получить исходники нашей работы (формат Exel), напоминаем адрес для запроса: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Исходники предоставляются всем желающим (в том числе и владельцам чайных магазинов) на условиях донейшн (donation).

Итак, сначала сравниваем широту предлагаемого поставщиками ассортимента (столбики, выделенные зелёным цветом):

Сразу же обращает на себя внимание то, что увеличилось предложение по ассортименту: если откинуть по пять худших показателей из прошлого и текущего сравнения, рост предложения составил 37%. Это очень, очень много! И тут возникает интересный вопрос – а дало ли такое увеличение ассортимента пропорциональное увеличение оборота?

Ну а что же со средним ценником в рассматриваемых нами товарных группах?

Смотрим:

Опять же, отбрасываем пятёрку худших и видим: цены снизились менее чем на 2%.

Получается, наши поставщики в борьбе за клиента сделали ставку на раздувание ассортимента, которое влечёт за собой увеличение издержек. Это представляется нам большой проблемой.

А вот сводная таблица первого этапа нашей работы по сравнению предложений поставщиков ароматики и чаеподобных напитков:

Не просто интересно, а очень важно сравнить эти результаты с итогами прошлого мониторинга.

Слон, к примеру, увеличил предложение SKU в группе ароматизированных чаёв с 93 до 230. Даже не глядя на сам чай, который предлагает Слон, можно сказать: качество серьёзно упало. А если учесть, что ранее средняя цена у Слона была 729 руб./кг., а сейчас составляет 880 руб./кг, можно сделать вывод: Слон ухудшает экологию нашего рынка, предлагая плохое качество по завышенной цене.

Для сравнения возьмём Бест ти. Они, как и Слон, в первой пятёрке поставщиков, набравших максимальное количество баллов в этой части нашего сравнения: рост ассортимента ароматизированного чая со 71 до 168 SKU, цена же снизилась на 15%. Здесь мы можем говорить как о значительном падении качества чая, так и о более-менее справедливом снижении цены.

Ну и третий поставщик, который присутствует в обоих наших рейтингах, и который также входит в пятёрку лучших – Тигрейт. Предложение снизилось со 143 до 133 SKU. Цена же увеличилась с 890 до 925 руб., т.е примерно на 3%. Если учесть курсы валют в рассматриваемые нами периоды, а также логистическое плечо импортёров (время от подачи заявки до появления товара на складе), изменение цены у Тигрейта полностью соответствует курсовым колебаниям.

Здесь следует учесть весьма важный момент: Слон и Бест ти торгуют ароматикой российского производства, Тигрейт же импортирует немецкую продукцию – Хальсен энд Лайон.

Вот тут-то каждый «чайник» сам должен для себя принять решение: с кем из поставщиков работать?

Исходить следует  из того, на что он, «чайник», рассчитывает: на сверхвысокую проходимость возле своей точки (когда важно продать хотя бы один раз, а постоянные клиенты не нужны), или же на формирование постоянного круга лояльных клиентов, которые возвращаются в чайный магазин и делают повторные покупки.

После этого лирического отступления двигаемся дальше, и начинаем сравнивать цены на «маячковые» позиции.

Таблицу здесь приводим лишь для иллюстрирования статьи, разглядеть здесь ничего нельзя, поэтому те, кому важно иметь возможность проверить наши расчёты и сравнить свои данные с данными конкурентов, должны запросить исходники на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Исходники предоставляются всем желающим (в том числе и владельцам чайных магазинов) на условиях донейшн (donation).

В этой части работы мы выводим две цифры:

- количество «маячков», которые присутствуют в ассортименте поставщика

- отклонение цены на конкретную позицию от средней цены по рынку

Почему важно наличие наших «маячков» в ассортименте? Да потому что это – ключевые позиции, которые либо являются «локомотивом» (как, например, Молочный улун или Наглый фрукт), либо являются позициями «статусными», по наличию которых розничный покупатель судит о том, насколько чайный магазин хорошо укомплектован (например, Кудин или Ройбуш).

А вот отклонение цен на «маячки» от среднерыночных поможет нам получить более объективное представление о ценовой политике поставщика.

Вот, собственно, промежуточные  итоги второй части нашей работы:

 

И, наконец, общий итог сравнения ассортимента и цен двадцати поставщиков ароматизированных чаёв и чаеподобных напитков:

 

Обязательно ознакомьтесь с материалом, который мы подготовили по итогам этой работы: в нём мы дадим свою характеристику каждому их участвовавших в рейтинге поставщику, и отметим их особенности, «проколы», сильные и слабые стороны (ориентировочная дата публикации – 6 июля 2017 г.)