Отдел.

Торговый отдел с чаем и кофе – младший брат павильона и магазина. Начиная с отдела уже можно говорить о возможности нормально торговать правильным чаем и кофе.

Причём, чайно-кофейный отдел может быть как самостоятельным, юридически оформленным торговым предприятием (именно этот вариант мы в дальнейшем и будем рассматривать), так и четко выделенной частью в более масштабной торговой точке без образования дополнительного юридического лица.

Чайно-кофейный отдел – это не имеющая отдельного входа торговая точка площадью 4-10 м2, в которой есть вертикальные витрины, у которой хотя бы одна сторона представляет собой открытый или закрытый прилавок, и у которой нет собственного внутреннего торгового зала (т.е. покупатели не заходят внутрь, а останавливаются рядом с прилавком).

Где может быть расположен успешный чайно-кофейный отдел? Это:

- прикассовые зоны супермаркетов;   

- торговые площади входной группы или мейнстриты в торговых центрах (обязательно – 1-й этаж! Если есть подземные этажи, то вам нужен тот этаж, на который попадают входящие с улицы люди); 

- торговые площади в специализированных магазинах, ассортимент которых логично и очевидно сопутствует чаю и кофе – сладкая выпечка, конфеты, печенья, торты, мед. Допустимо – продукты здорового питания, орехи и сухофрукты (но такое соседство уже гораздо менее перспективно, и может быть выбрано лишь в качестве компромисса при определённых обстоятельствах);

- площади, отведённые под торговлю в местах ежедневного скопления большого количества людей (вокзалы, аэропорты, многоэтажные государственные учреждения и бизнес-центры)

Почти всегда в чайно-кофейных отделах торговля ведется через прилавок. Доступ к товару обычно отсутствует, исключением могут быть банки с развесным чаем, вынесенные вперед, некоторые позиции посуды, выставленные на задней части прилавка, либо товары в прикассовой зоне.

Ассортимент отдела, в отличие от лотка и киоска, представляет почти все ассортиментные группы товаров. Позиции развесного чая и кофе очень желательны! Они могут и не давать вам существенной выручки, однако своим присутствием не только будут ароматизировать пространство в радиусе десяти метров, но и создадут ореол некой «особенности».

Если про «развесуху» мы говорим «очень желательно», то про фасовку скажем – «обязательно»! Формат отдела, в отличие от лотка и киоска, позволяет вести управляемую продажу, а это значит, что в ассортимент можно смело вводить малоизвестные бренды. Зачастую под такими брендами можно найти продукцию весьма достойного качества, а их малоизвестность даёт возможность делать повышенную розничную наценку без боязни заиметь репутацию точки с завышенными ценами (что особенно важно для регионов).

Само собой, в торговле через формат отдела роль продавца существенно возрастает. Причём настолько, что уже именно личность и квалификация продавца становятся решающими факторами успеха. Если у вас есть возможность, торгуйте сами. Стойте за прилавком сами столько, сколько позволяют обстоятельства, а затем ещё немного. Избегайте нанимать на работу своих знакомых и знакомых ваших знакомых.

Продавец в чайно-кофейном деле настолько важный элемент, что мы посвятили ему целый раздел сайта. Здесь же мы просто констатируем: в торговле чаем и кофе, начиная с формата отдела, продавец – наиболее значимый фактор успеха, который, к тому же, не поддаётся математическому анализу.

Подведём итоги.

Специализированный отдел чая и кофе – минимальный рекомендуемый формат для торговли правильными листьями и зёрнами. При наличии у владельца достаточного капитала на закупку товара (от 120 000 руб.) и изготовление достойного торгового оборудования, здравого смысла и целеустремлённости, можно рассчитывать на доход от 10 до 40 тысяч рубликов в месяц (в среднем по году, учитывая сезонность торговли чаем и кофе). Для Москвы и Питера коэффициенты предполагаемого дохода 2 и 1,5 соответственно.

Примечание. Отдел чая и кофе, как показывает практика, может оказаться подвержен непредсказуемой прихоти толпы. Например, только что открывшийся чайно-кофейный отдел в каком-нибудь торговом центре с большим количеством мелких точек, может приятным запахом и красивыми банками привлечь к себе внимание других работников торгового центра. Они от скуки и любопытства будут приходить, выспрашивать «а это что за чай, а это что за сорт», перенюхают содержимое всех банок, каждый день будут оставлять по 300 рублей, генерируя всей толпой неплохую выручку. Через пару месяцев их любопытство сойдет на «нет» и касса опустеет, а владелец, вдохновлённый первой удачей и переполненный энтузиазмом, уже успел хапнуть кредит на расширение дела.

 

Помните, что торговля в формате «отдел чая и кофе» не в состоянии сформировать пул постоянных клиентов с высокой степенью лояльности, на который можно смело опираться при прогнозировании будущих доходов. Для того, чтобы «нажить» достаточное для безопасного и стабильного развития количество верных вам и вашему товару покупателей, нужен, как минимум, павильон, а лучше – магазин-салон.