Да-да, лоток. Не путать с кошачьим.

 

Лоточная торговля стара как мир. Причем, количество лотков в той или иной местности обратно пропорционально уровню проникновения в эту самую местность развитого капитализма. И если в Москве вся шаурма уже давно перекочевала как минимум в киоски, то в пгт. Пупкино  N-ской области, на местном колхозном маркете, беляши поныне продают с лотка из алюминиевых бидонов.

Учитывая, что в России всего 165 городов с населением более 100 тысяч человек (а всего городов чуть более 1100), мы смело можем сказать, что лоточную торговлю, как минимум, нельзя сбрасывать со счетов. Тем более, что лоточный формат довольно прочно прижился на территории апофеоза хищного капитализма – в торговом центре (в виде раскладок у лестниц, эскалаторов, различного вида стоек и «пристенков»).

Итак, давайте опишем лоток.

Лоток – это открытый прилавок, расположенный, как правило, в «проходном месте». Это может быть подземный переход, конечная остановка общественного транспорта (или же транспортная развязка, в идеале – автовокзал), прирыночная территория. Самые продвинутые лотки находятся непосредственно на рынках. Именно там лоток получает право носить гордое звание «торговая точка». Имейте ввиду - лоток, расположенный на базаре в райцентре, ничем не отличается от открытого прилавка или небольшой стойки на территории современного торгового центра. Такие точки - не более чем красивые лотки.

Площадь среднестатистического лотка 2-3 м2. Торговля ведется либо через прилавок, либо рядом с ним.

Доступ к товару условно есть. Почему «есть» – потому что сам принцип лоточной торговли заключается в том, что товар покупателю «подкладывают под нос», ведь люди просто идут мимо, и чтобы человека остановить, нужно «зацепить» его внимание. Почему «условно» - да потому что в обязанности продавца входит предотвращение краж, которые являются бичом лоточников. С одной стороны, продавец рад, если у его лотка кто-то остановился и начал перебирать разложенные на прилавке предметы. С другой стороны, эта ситуация является для продавца стрессом – как бы чего не стырили. Поэтому частым явлением на лотке является объявление «Товар руками не трогать!»

Ассортимент лотка продиктован правилом «Покупаем походя». Дорогие позиции с лотка НЕ ПРОДАЮТСЯ, даже не надейтесь. Наибольшими иллюзиями тешут себя лоточники в торгово-развлекательных комплексах. Ароматизированный чай – упаковка 50 грамм, банка кофе за 200 рублей. Разместить на лотке чайно-кофейные аксессуары практически нереально, максимум – пяток ситечек.

Немаловажный момент – продавец. Если вы сами за прилавком – это одно дело. Но нанять толкового человека на лоток (пусть даже в самом крутом торговом центре города!) невозможно. Будьте готовы либо к постоянной текучке (что очень плохо), либо к законченному тунеядцу за вашим прилавком (что ещё хуже). Можно, конечно, сделать ставку на «молодых и активных», но это, в формате лотка, тупик. Через месяц молодому станет скучно, через два он уйдет сам. Следующей попыткой станет бабулька-пенсионерка, живущая неподалёку, но её вы сами уволите – нечем будет платить зарплату, ибо выручки будут стремиться к нулю.

Подведем итоги.

Открытый прилавок в торговых рядах, «место» на рынке и/или базаре, стойка с прилавком возле неё в торговом центре – это суть лоточная торговля. Такое дело может иметь успех при следующих условиях: вы сами за прилавком, товар недорогой, проходимость высокая. Расчетный доход – на хлеб, иногда с маслом, но гарантированно без икры. Капитал на закупку товара – 30-50 тыс.руб. Ассортимент – фасовка. В целом, для торговли правильным чаем и кофе данный формат категорически не рекомендуется.

 

Примечание. Бывают ситуации, когда единственная задача торговой точки заключается в том, чтобы поддержать общий торговый оборот.  Это если точек больше, чем одна. Какие здесь могут быть преимущества: удержание скидки у поставщика, «слив» неликвидов, слово «сеть» на визитке владельца. При таких обстоятельствах  допустимой является работа «в ноль», т.е. точка отбивает сама себя, не принося дохода. Однако, это лишь временное явление. Помните, всё, что не делает нас сильнее, делает нас слабее.